Праздник русского бытописания: городецкая роспись

Красочную многоцветную притягивающую взгляд городецкую роспись отличают характерные сюжеты, почерпнутые из исконной русской бытовой культуры, той ее стороны, которая связана с праздником, отдыхом и досугом; образы-символы, доносящие до нас из глубин веков древнейшие представления наших предков о мироустройстве; оригинальное колористическое решение и особая техника исполнения, сформировавшаяся в процессе исторического развития промысла.

Центральная тема многих работ - чаепитие, всегда символизировавшее зажиточную благополучную жизнь:  за накрытым кружевной скатертью большим столом, на котором выставлены кушанья и обязательный атрибут – медный самовар, собирается вся семья в праздничных нарядах, дамы и кавалеры пьют чай с блюдец, ведут застольные беседы, играют на балалайках, гармошках или гитарах, дети и гости пляшут.

Чаепитие становится поводом для праздника, встречи всей семьи за одним столом, что подчеркивает значимость родственных уз и традиционных нравственных ценностей с ними связанных: любовь (любование) и дружба, взаимопонимание и преданность, искренность и доброжелательность.

Уклад русской жизни – кладезь непреходящих ритуалов и обрядов: прогулка, гулянье, свидание, ухаживание, сговор, свадьба, катание на лошадях или на санях, посиделки, застолье, беседа, пенье под гармошку, перепляс – все это помогало отвлечься от работы и быта, наполняло жизнь глубоким смыслом, вносило элемент праздничности, не случайно для этих эпизодов жизни, остававшихся в народной памяти на долгие годы, готовили лучшие наряды. Дамы на городецкой росписи – с красивыми прическами в длинных пышных юбках и кофтах с баской, иногда во время прогулки держат зонтики,  кавалеры – в рубахах, брюках, сапогах, на голове часто фуражка или гречевник, напоминающий цилиндр.  Действующими лицами традиционных сюжетов часто становятся реально существующие люди – близкие родственники и знакомые городецких художников, при этом может даже достигаться портретное сходство.

   

Демонстративность и даже театральность сюжетов городецкой росписи подчеркивается особыми "застывшими" позами персонажей, все лица обращены к зрителю, иногда изображение заключено в декоративную раму, представляющую собой симметрично в зеркальном отражении расположенные вверху композиции картуши, резные колонны и занавес по краям.

Еще один популярный сюжет городецкой росписи – прогулка на конях, в карете или на санях, запряженных лошадьми – тесно связан с истоками промысла, ведущими свое начало от городецкой прялки. Два симметрично расположенных всадника с саблей в руках на вздыбленных конях  перед деревом-цветком, над верхушкой которого парит птица,  обычно изображались резчиками в верхней части донца прялки, внизу, под полосой орнамента  – фигуры мужчин, держащих мечи или ружья. Исследователи объясняют смысл изображения, как претворение древнейшего сюжета Великой Богини, превратившейся в дерево, и сопровождающих ее менее значительных богов, подобные композиции встречаются на старинных вышивках. Образ коня или всадника на коне отсылает нас и к иконописному канону изображения Георгия Победоносца, убивающего змея.

    

Первоначальная техника изготовления донец с помощью выемчатой резьбы и инкрустации мореным дубом была трудоемка, постепенно резные детали изображения и фон стали оживлять  подкрашиванием, а позднее, примерно в середине 19 века, роспись и вовсе вытеснила резьбу и инкрустацию.

Старые прялки, потемневшие от времени, поскольку покрывались олифой, лишь отчасти передают традиционный колорит. Палитра современного художника многообразна – это и основные цвета: желтый, черный, красный, синий, зеленый, вишневый, белый,  и полученные путем смешивания красок с белилами – оттенки: розовый, голубой, оливковый.  Рисунок создается без предварительной разметки, в распоряжении мастера только кисть, поэтому каждое изображение оригинально  и неповторимо. Процесс создания городецкой росписи включает нанесение на деревянную основу, которая может быть из липы или сосны, фона, хотя рисунок может быть выполнен и непосредственно на текстуре, затем "подмалевка" – т.е. размещение крупных цветовых пятен, "тенёвка" – придание элементам композиции объема за счет наложения теней, "оживка" – украшение рисунка графическими линиями и деталями, придающими законченность форме, после чего роспись "оживает", последний этап – нанесение лакового покрытия.

  

Образы природы: розы, купавы, петушки, тетерева, павлины, служащие неизменным декором многочисленных шкатулок и сундуков, поставцов и туесков, солонок и лубяных коробьев, иллюстрируют народную мечту о райском саде,  которым по существу и является небольшой уютный с разноцветными деревянными домиками и цветущими в каждом палисаднике весной сиренями русский городок на Волге, в который хочется возвращаться снова и снова.

  

Stylarium.ru
20 января 2016