Набивные ситцы: история промысла на Ивановской земле

Набойка из коллекции Ивановского музея ситцаИвановские ситцы, сохраняющие многовековую традицию художественного оформления тканей – набойки и орнаментации, занимают почетное место в ряду произведений декоративно-прикладного искусства.

Так сложилось исторически, что Ивановская область стала крупным текстильным центром страны. Издавна славянские племена занимались разведением льна, ткачеством холстов, полотен и набойкой. Исследователи текстильного ремесла относят время возникновения набойного дела в Древней Руси к IX–X векам. Археологическая экспедиция профессора Д.Самоквасова на территории нынешней Брянской области обнаружила образцы шерстяных тканей X–XI веков, украшенных узором, напечатанным черной краской. Вскоре после окончательного освобождения Московского княжества от татаро-монгольского ига, наибольшее распространение набойный промысел получил в городах, расположенных в верховьях Волги и на дорогах, ведущих из Москвы в поволжские города – Кострому, Кинешму, Юрьевец, Нижний Новгород, Шую, Кохму, Тверь и село Иваново, известное с XVI века. Причиной этому была бедная земля, не позволявшая выращивать в достаточных объемах зерновые культуры, но дающая неплохие урожаи льна. Развитию набойки способствовало также наличие в этих местах большого количества речек, ручьев – воды, необходимой для промывания окрашенных полотен, дешевой рабочей силы и близость к крупным торговым центрам – Москве и Нижнему Новгороду.  

Бывший дом Курбатова, в подобных избах зажиточных ивановских крестьян и начиналось набойное дело (фото:  Stylarium.ru)В конце XVI – начале XVII веков  Иваново становится центром производства льняных холстов. Во 2-ой половине XVII века  в Иванове уже существовало большое количество заведений, занимавшихся отбелкой и окраской полотен в различные цвета, а также множество набойных изб, где холсты с помощью деревянных манер и масляных красок украшались разнообразными рисунками. Набойку делали и на заказ, и на продажу.

Процесс набойки, на первый взгляд не сложный, требовал от мастера особой сноровки и внимания. Набойка происходила обычно в просторной светлой горнице. На большом столе раскладывалось предназначенное для набивки полотно, рядом ставился небольшой стол, на котором лежали перевернутые рисунком вверх  набойные резные доски. Толстый кусок войлока, помещенный в металлический ящик, пропитывался краской, которую  размазывали специальной щеткой. Мастер-набойщик (крашенинник, синильник, синильщик, красильник, колотильщик, выбойщик) прижимал  резную сторону манеры к краске, накладывал на размеченное полотно и «пристукивал» кулаком или деревянной колотушкой – чокмарем. Над столом находились жерди-вешала, через которые набойщик перекидывал набитую ткань для просушки. Имелись также орудия для растирания и смешивания красок, котлы или чаны для их заваривания. Все секреты набойного дела и оборудование передавалось по наследству от отца к сыну. 

Набойка из коллекции Ивановского музея ситца

Манеры изготавливались для большей прочности из плотных пород дерева – дуба, граба, бука, ореха, иногда из древесины пальмы и самшита. Резчики манер, как правило народные мастера, владевшие искусством корабельной резьбы, становились впоследствии набойщиками. Многие предприниматели, организовавшие в селе Иванове мануфактуры, были сначала резчиками – О.С.Соков, Н.И.Ишинский, Г.Бутримов, П.Демосин.

Набойки XVII – XVIII веков напечатаны с помощью одной манеры черными, коричневым или темно-синим цветом. Полученный однотонный рисунок расцвечивали яркими красками – красной,  розовой, золотистой, зеленой, таким образом набойка сочеталась с росписью. Позже для получения многоцветных рисунков  стали применять – две, три и более манер. Первая из которых, проходная, резалась опытным мастером, так как на ней находилась основная часть узоров, тонкие линии, ажурные орнаменты. Другие – более простые в исполнении, использовались для нанесения цветовых пятен, их изготовление доверялось подмастерьям-ученикам. 

Набойка из коллекции Ивановского музея ситцаИстоки орнаментации ивановских ситцев лежат в глубокой древности и обусловлены всем ходом развития мировой и, в частности, русской народной культуры. Все, что окружало мастера-набойщика – природная и предметная среда служило темой для узора будущей ткани. К  концу XVII века сложился устойчивый набор орнаментов, которые могли варьироваться и повторяться разными набойщиками: «лапки», «елочки», «горох», «цветы», «рубчики», «глаза». Часто для набойки использовались старинные лубки, изображения с прялок, наличников. Ранние набойки не отличались богатыми расцветками: использовались черные (сажа) и красно-коричневые  (охра) краски, настой или отвар лука, ивовой коры или трав.

Некоторые мотивы заимствовались из оформления парчовых и шелковых тканей, привозимых из Персии и Турции. Орнаменты восточного типа – «огурцы», «миндалины» или «бобы», а также «древо жизни», «тюльпаны», «сердечки», сцены из частной жизни, фантастические звери и птицы. Восточный огурец («андрианопольский») часто встречающийся в текстильном орнаменте стран, расположенных на территории от Гибралтара до Сахалина, стал «фирменным» мотивом ивановских ситцев. Этот элемент рисунка с четко очерченными контурами некоторые ученые связывают с мотивом, получившим в Средней Азии название «тус-тупи» и восходящим к культу петуха или фазана, схематичные изображения которых служили раньше магическими символами-оберегами.

Среди западных мотивов, заимствованных русскими набойщиками: кружевные узоры, флорентийские лилии, короны. Мотив розы, пришедший с шелковых тканей, оформленных рисунками Филиппа де Лассаля, появился в орнаменте ситцев, павловских платков, жостовских подносов и приобрел декоративность, свойственную восточным орнаментам и русской народной росписи. В набойках XVII–XVIII веков мотив розы, характерный для ивановских ситцев, почти не встречается.

На рубеже XVII – XVIII веков появилась необходимость собрать и обобщить опыт набойного и красильного промысла. Стали появляться справочники и руководства по красильному делу: «Каталог манерам разным», «Рецепты печатания по разному грунту», «О красильном художестве». Рецепты составов красителей, хранившиеся в строжайшем секрете и нередко записывавшиеся с помощью особого шифра – литореи, разрабатывались или самим владельцем мануфактуры, или доверенным лицом. 

Набойный корпус на ул. Советской в Иванове (фото: Stylarium.ru)В 1740–44 годах в Иванове существовало полотняное предприятие Г.Бутримова, а с 1750-х годов здесь открываются мануфактуры Е.И.Грачева, И.М.Гарелина, а затем И.М.Ямановского. В 1760-х открыл набойное заведение Н.И.Ишинский, затем полотняные мануфактуры начинают изготавливать набойку.

В XVIII веке значительно расширяется набор колеров: сахарный, алый, багрецовый, темно-лимонный, червчатый, красно-кирпичный, рудо-желтый. В это время масляные краски применялись для печатания контуров, а цветные плоскости окрашивались заварными или запарными красителями. Растворенный в крутом кипятке состав распаривали на огне в медном или оловянном сосуде, затем заливали водой и добавляли клеевую загустку. Ткани, напечатанные таким способом яркие и красочные, но линявшие после двух-трех стирок, стали называть «линючками», а красители – верховыми или смывными. Однако не следует думать, что они не пользовались спросом. Применяли для окраски тканей и кубовый краситель. Важное место в отделке тканей занимали такие такие вещества, как камедь, романовский уксус, купоросное масло, крахмал.

Набойка из коллекции Ивановского музея ситцаСитценабивные заведения России XVIII века выпускали продукцию 4-х видов: ситцы, полуситцы, выбойки и набойки, которые отличались характером материала и крашением. На выбойки, являвшиеся более высоким сортом набивных тканей, чем набойки шли тонкие льняные и грубые хлопчатобумажные ткани. Ситцы – самый высокий сорт набивных тканей в этот период, на них использовались наиболее тонкие хлопчатобумажные ткани и набивались они заварными прочными красками. Полуситцы – смешанные материи из хлопчатобумажных и льняных нитей. Наиболее распространенные сорта: белоземельные – с цветочными, чаще всего красными узорами по белому фону, черногрунтовые – мелкоузорные или с крупными цветочными узорами, травчатые выбойки с белым или цветным узором растительного орнамента по красному фону. «Кубовые» набойки – с белым узором по синему фону. Для этого льняное полотно окрашивали методом резерважа, известного еще в Древней Руси. Контрастные сочетания красок в узорах ивановских ситцев – характерный прием русского декоративно-прикладного искусства.

О.С.Соковым на мануфактуре в Шлиссельбурге близ Петербурга был освоен заварной способ крашения. Состоял он в следующем: на ткань наносились досками «закрепы» – вещества, которые в соединении с красителями давали на полотне нерастворимые лаки. Затем ткань «заваривали» – кипятили в красочном растворе, промывали. Там, где не было «закрепов» краски смывались, там, где они были набиты – оставался красочный узор. Иногда таким образом окрашивали фон ткани, а оставшийся белый узор дополнительно раскрашивали другими цветами. В прочных ситцах каждый новый оттенок узора заваривали.

Для воспроизведения мелких узоров в конце XVIII – начале XIX века усовершенствовали набивные доски. В них вставляли сделанные из медной латуни отдельные тончайшие детали рисунка. Житель села Иванова Д.А.Кашинцев выучился этому мастерству на московских и петербургских мануфактурах и первым ввел это усовершенствование.

В период с 1793 по 1798 был особенно распространен на ситцевых ивановских мануфактурах способ «расцветки» – раскрашивания некоторых участков узора от руки кисточкой спиртовыми красками. На крупных мануфактурах при выпуске качественных ситцев таким образом исправляли дефекты ручной набивки или раскрашивали целые части узора, от чего они становились особенно живыми и объемными.

Важную роль в художественном оформлении тканей играли красители. До внедрения искусственных красок в 70-х годах XIX века в течение почти целого столетия на ситценабивных ивановских предприятиях использовались растительные и минеральные краски. Основные красители – корень растения марены и индиго. Молотый корень марены – крап и экстракты из него – грансин давали с различными протравами прочные краски с оттенками от кирпично-красного, фиолетового, до густо-коричневого и черного. Краска индиго давала с закрепителями оттенки от светло-голубого до темно синего. Более дешевые красители синего и красного цвета получались из сандалового дерева – были менее прочные. Для желтого цвета употреблялся кверцитрон, получавшийся из коры красильного дуба, из персидской груши получали краску желто-зеленого цвета. Применялись минеральные красители – охра для желтого и лазурь для голубого.

Набойка из коллекции Ивановского музея ситцаПод набивку использовались различные ткани: и простой крестьянский холст местного производства, и более тонкое полотно Костромской, Ярославской губерний, а также уездов Кинешемского, Нерехотского и Суздальского Владимирской губернии. В последние десятилетия XVIII века стали набивать хлопчатобумажные ткани, которые сначала были только иностранного происхождения. Грубую восточную бязь, которая поступала с юго-восточной границы через Астрахань, Оренбург, Троицк, использовали на дешевые сорта набивных тканей. С западных границ через Петербург привозился более тонкий ост-индийский миткаль, который употребляли для высших сортов набивных тканей. Из хорошо отбеленного английского миткаля, появившегося в продаже в 80-90-е годы производили высшие сорта ситцев. В конце XVIII века осваивается отечественное ткачество миткалей из грубой бухарской пряжи и полульняных тканей, на которые использовали в качестве основы льняную пряжу, а на уток – тонкую английскую пряжу. К 1809 году в Иванове почти исчезло производство льняных тканей.

В Иванове ручной способ набойки сохранялся дольше, чем где бы то ни было. Однако к 40-ым годам XIX века ручная набойка практически перестала существовать, поскольку почти на всех мануфактурах ситцы печатали на перротипах (плоскопечатных машинах). Эпоха ручного труда уходила в прошлое...

Stylarium.ru
14 апреля 2014