Владимирская вышивка: декоративные мотивы и оригинальная техника

Фрагмент вышивки, "владимирский шов" (фото: Stylarium.ru)Бытование вышивки на Владимирской земле отмечено не одним десятком веков. Вышитые изделия, найденные на территории Владимиро-Суздальского княжества XI – начала XII века в захоронениях сельского населения характеризуют развитое декоративно-прикладное искусство.

Фрагменты тканей, сохранившие древнюю вышивку, позволяют восстановить фактуру нитей и особенности орнамента. Установлено, что вышивки выполнялись в основном шелковыми и золотыми нитями по шелку, который служил для отделки праздничного костюма, обшивки ворота или накладного воротника, раскрывая семантику декоративности. Золоченые или серебряные нити, скрученные с льняной основной нитью, служили различным техникам вышивки.

Гладь в старинных золотошитых изделиях выполнялась так, что лицевые нити образовывали плотные стежки. Позже золотая вышивка выполнялась техникой «в прикреп», когда нити прикрепляются к ткани при помощи шелка, что позволяет сохранить целостность основного изделия без проколов жесткой золоченой или серебряной проволокой. Вероятно, именно эта техника легла в основу владимирского шва или верхошва, в котором крупными стежками застилается лишь лицевая сторона орнамента.

Характер орнамента владимирской вышивки менялся под воздействием заимствований из парчевых тканей, ювелирных изделий, привезенных с востока. Неоспоримо влияние христианской культуры, в частности окладов икон, книжных заставок и, главное, белокаменной резьбы, украшающей храмы города Владимира.

Однако заимствованные мотивы не вытесняли сердцевинные, исконные образы родной природы. Гармония космического и земного как идеальное представление наших предков об окружающем мире отразилось в многообразии декоративных мотивов растительного орнамента. Мотив Солнца и Луны, древа жизни, трав, птиц, цветов и плодов характеризует старинные вышивки и продолжает оставаться характерной чертой современной владимирской вышивки.

Наследовав старинные золотошвейные традиции, привнося и развивая народные черты декоративной вышивки, на Владимирских землях утвердились два промысла – мстерский и александровский.

Фрагменты работ Котковой Н.М. Полотенце и Ерофеевой Л.А.Настольник. Лен с лавсаном, мулине, вышивка ручная "владимирский шов"  (фото: Stylarium.ru) Коткова Н.М. Дружная семейка. Наволочка. 1960-е гг. Ткань шерстяная, лен с лавсаном, мулине, вышивка ручная "владимирский шов" (фото: Stylarium.ru) Коткова Н.М.Полотенце декоративное. 1983 г. Лен с лавсаном, мулине, вышивка ручная "владимирский шов". Фрагмент (фото: Stylarium.ru) Ерофеева Л.А. Полотенце декоративное . 1986 г. лен, мулине, вышивка ручная "владимирский шов". Фрагмент (фото: Stylarium.ru) Ерофеева Л.А. Полотенце декоративное . 1986 г. лен, мулине, вышивка ручная "владимирский шов" (фото: Stylarium.ru)

Известно, что мстерский промысел не только продолжил древнюю традицию вышивки растительного орнамента, но и создал свой стиль вышивки белой и цветной гладью, так называемый «владимирский шов». Материал, по которому выполняется белая гладь, должен быть шелковистый и тонкий, к примеру, натуральный шифон или шелк или, наоборот, грубый и плотный, как льняное полотно. И в том, и в другом случае белая гладь создает необычное рельефное изображение. Белой гладью вышивали платки, полотенца, скатерти. В настоящее время особой популярностью пользуются вышитые изделия женской одежды – блузки, платья, белье.

Одностороннюю гладь, ее называют верхнешов, выполняют цветными нитками – мулине или цветной шерстью. Яркая, нарядная, цветная гладь, где доминирует красный цвет декорирует скатерти, настенные панно, портьеры, покрывала. Платья и блузки, вышитые верхнешвом, представляют собой подлинно высокое мастерство.

Вышивку владимирским швом часто дополняют нарядными накладными сетками, которые имитируют фон, заполняют сердцевину цветка. Своеобразный мстерский растительный орнамент, развивая традицию любовного отношения к родной природе, сочетается с фоновыми мережками. Излюбленный мотив мстерской вышивки – венок, в центре которого изображается роза, окруженная полевыми цветами: незабудками, колокольчиками, васильками или ягодами смородины, земляники, вишни.

Фрагмент экспоната, изнаночная и лицевая сторона "владимирского шва" (фото: Stylarium.ru) Юдина И.И. Цветы. Настольник. 1995 г. Лен, нити шерстяные, мулине шелковое, вышивка ручная "русская гладь" (фото: Stylarium.ru) Шульпина Т.М.Золушка. Панно. 1977 г. Маркизет, нити хлопчатобумажные, вышивка ручная "белая гладь". Фрагмент (фото: Stylarium.ru) Шульпина Т.М.Миллионы алых роз. Панно. 1983 г. Маркизет, мулине, вышивка ручная "белая гладь". Фрагмент (фото: Stylarium.ru) Шульпина Т.М.Миллионы алых роз. Панно. 1983 г. Маркизет, мулине, вышивка ручная "белая гладь". Фрагмент (фото: Stylarium.ru)

Обширный ассортимент строчевышивальных изделий фабрики им. Крупской отличается высоким художественным совершенством узоров. Тема природы в работах мстерских мастериц раскрывается широко и разнообразно. Это зависит от творческой манеры вышивальщицы. К примеру, тема народной песни, сказки, басни перекликается в вышивках с уборкой льна, жатвой сбором урожая плодов в связи с изобразительными природными мотивами. Кроме того, изображение человеческих фигурок, зверей, птиц воссоздает полную картину жизни.

Рабочий инструмент русских искустниц-вышивальщиц несложен. И во Мстере, и в Александрове нехитрый  инструмент вряд ли перетерпел большие изменения с незапамятных времен. Два кола, планочки и накатки с ровными палочками для ослабления и натяжения полотенца ткани, над которым трудится вышивальщица – так устроены пяльцы для ручной вышивки.

Александровские вышивальщицы несколько десятилетий, начиная с 1928 года, трудились артелью, а затем объединились в фабрику. Крестом и счетной гладью, выполняемой по счету нитки на тонких тканях, где нити хорошо просматриваются, в послевоенные годы 1945 – 1960, вышивали женскую одежду – блузки, белье, мужские сорочки и конечно детские рубашечки, кофточки.

Для украшения интерьера александровские вышивальщицы создали свои отличные от мстерских изделия – это мелкие салфеточки, для украшения праздничного стола, накидушки, подзоры – они долго оставались в моде, скатерти. В конце 1960-х годов в Александрове образовалась строчевышивальная фабрика, где кроме ручной начала выполняться и машинная вышивка.

Технология ручной вышивки мало чем отличается от мстерской – это по сути дела тот же «владимирский шов», где одна сторона застилается гладью, а изнаночная остается однотонной. Так же как и мстерские, александровские мастерицы вышивают белой гладью и счетной гладью белоснежные скатерти, с рельефным орнаментом из венков, букетов. Те же природные мотивы украшают тонкие занавески, блузки, белье.

Собственно «владимирский шов» александровских мастериц отличается более крупными объемами яркого, с преобладанием красного цвета орнкамента, усиленного цветными контурами на льняных тканях растительных тонов.

Машинная вышивка александровских мастериц отличается сложной строчевой разделкой и тамбурным швом, звенья строченой цепочки входят одно в другое.

Образная система орнаментации владимирской вышивки не только отразила мировоззрение периода становления русской культуры, но также органично вошла в современную систему духовных ценностей.

Все фотографии представляют экспонаты Музея декоративно-прикладного искусства, г.Владимир.

Stylarium.ru
12 мая 2014