Завораживающие народные танцы жителей острова Бали

Гамелан - традиционный индонезийский оркестр, основу которого составляют ударные инструменты (фото: Stylarium.ru)В череде экзотических видений, которые обрушиваются на путешественника в Индонезии, одним их самых ярких, несомненно, являются захватывающие народные танцы балийцев, которые можно увидеть, например, в Убуде, во внутреннем дворе Ancak Saji Королевского дворца (Ubud Palace) 16 века. Интересно, что назначение этого места не изменилось с давних времен, король и его семья тоже наслаждались здесь танцевальными представлениями.

Атмосфера, в которой проходит представление, поистине магическая  открытый павильон с плетеным навесом не нарушает общения с природой, донося все краски, звуки и запахи  погружающихся в сумерки тропиков, сцена находится на некотором возвышении, фоном для нее служит стена с золотыми воротами, украшенная причудливой резьбой в индонезийском стиле, всюду разложены благоухающие цветы плюмерии.

И вот, после недолгого ожидания, громкие голоса публики затихают, яркие прожекторы высвечивают великолепные детали сценического оформления, звучит музыкальный мотив, исполняемый на неведомом инструменте и на сцене появляются один за другим музыканты гамелана — традиционного индонезийского оркестра, основу которого составляют ударные. Необычная полифоническая музыка, то убыстряющая свой темп, развивающаяся крещендо и достигающая форте, то замедляющаяся и затухающая основывается на импровизации, а повторяющиеся в разных интерпретациях мелодии гамелана даже погружают в легкий транс.

Первый же ритуальный танец Puspa Wresti, представляемый труппой  Bina Remaja, поражает воображение, яркие костюмы танцовщиц, их экзотичные движения, сложная система жестов и мимики  все свидетельствует о глубоком сакральном смысле, заключенном в этом действе, танцовщицы исполняют танец, символизирующий принесение подношений на храмовую церемонию. 

Сцена перед началом представления (фото: Stylarium.ru) Музыкант гамелана (фото: Stylarium.ru) Ритуальный танец Puspa Wresti (фото: Stylarium.ru) Танец  Topeng Keras, исполняемый в маске (фото: Stylarium.ru) 

Еще один вид танца  топенг  получил свое название от одноименного индонезийского традиционного возникшего в 15 веке на Бали и Яве театра масок, сюжеты которого заимстуются из древнеиднийского эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата", а также легенд и исторических хроник. Танец всегда исполняется в маске, которая несет информацию о возрасте, настроении и характере персонажа. Танцор в красной маске, исполняющий танец Topeng Keras, представляет персонаж, гнев которого нарастает. Кроме самого искусства танца, особой выразительности жестов, необходимо отметить и мастерски выполненные костюмы, головные уборы и маски выступающих.

Особой популярностью у зрителей пользуется легонг  традиционный танец, представляемый тремя девочками, одна из которых исполняет роль дворцового служителя "chondong", две другие  могут играть сразу несколько персонажей истории. Роскошные костюмы из парчи или шелка, украшенные золотыми орнаментами, замысловатый головной убор с цветами, и яркий макияж танцовщицы не меняют на протяжении танца, о смене мизансцены или персонажа свидетельствует добавление новой детали костюма, взятый в руки веер, надетая маска. Выразительная система танца включает позы, шаги, движения рук, пальцев, ступней, головы, плеч, бедер, мимику лица, вертикальная ось тела остается при этом почти неподвижной, колени почти всегда согнуты, таким образом  большая часть танца исполняется в позиции деми-плие или полуприседе.

Танцовщица, исполняющая легонг (фото: Stylarium.ru) Роскошные костюмы танцовщиц украшены золотыми орнаментами (фото: Stylarium.ru)​ Легонг — традиционный танец, представляемый тремя девочками (фото: Stylarium.ru)

Время создания танца точно не установлено в некоторых источниках указывается 19 век, легенды повествуют о принце, который во время сна или медитации в храме видел прекрасных девушек или небесных нимф, которые под музыку гамелана исполняли этот танец. Legong Kraton  наиболее распространенная версия танца, названного так султаном дворца в Суракарте, куда известный музыкант I Wayan Lotring из Куты был приглашен выступить в 1920 году со свей труппой Gamelan Pelegongan. Legong Kraton состоит из более чем десяти частей, но для туристов обычно исполняется сокращенная версия.

Существует несколько вариантов традиционного легонга, основывающихся на разных сюжетах из богатого фольклорного наследия индонезийцев. Танец, который исполняет труппа Bina Remaja, повествует об истории, произошедшей в королевстве Daha Kingdom в Восточной Яве. Принцесса Langkesari заблудилась в лесу и была похищена королем Lasem. Несмотря на его усилия, она отказывается уступить ему, так как верит, что ее жених, принц Kahuripan, придет ей на помощь. Чувствуя жалость к похитителю, Langkesari призывает его освободить ее, но похититель возражает и выбирает борьбу с противником. На пути к месту битвы Lasem встречает ворона, что считается дурным предзнаменованием, но он продолжает свой путь, чтобы умереть в бою.

Современный танец, появившийся на севере Бали – Kebyar Duduk или Taruna Jaya изображает период детства и отрочества в жизни принца. Жесты и движения исполнителя выражают храбрость и бурный расцвет молодости (фото: Stylarium.ru) Kupa-Kupa Tarum – сакральный танец, символизирующий полет прекрасных бабочек в небесах и создающий фантастическую атмосферу (фото: Stylarium.ru) Грациозный и символичный танец любви. Первой танцует девушка, изображая прекрасный благоухающий цветок и привлекая мальчика-шмеля, позже он появляется и танцует в романтическом настроении, "перелетая" с цветка на "цветок", соблазняя и дразня (фото: Stylarium.ru) Танец Jauk тоже относится к группе танцев в маске – это сольное представление, танцор изображает одинокого демона в джунглях (фото: Stylarium.ru)

Звонкие музыкальные переливы еще долго звучат в голове, а перед глазами в золотой дымке появляются манящие образы танцующих балийских красавиц – видение, возникшее во сне или наяву, напоминает о празднике жизни, торжестве добра и незабываемом острове на краю света. 

 

Stylarium.ru
22 мая 2014