Каменные лики Байона: памятники кхмерской архитектуры

  • Путешествие в древнюю Страну кхмеров - это невероятное захватывающее приключение, которое дарит возможность столкнуться лицом к лицу с далекой историей, древней индуистской и буддистской архитектурой и до сих пор не разгаданными тайнами самого значительного поселения в истории цивилизаций в обрамлении тропической природы, веками поглощавшей руины величественных храмовых комплексов и дворцов (фото: Stylarium.ru)
  • Храм Байон построен во времена правления Джайявармана VII, который короновался в 1181 году. Буддист, как и его отец Дхараниндраварман II, новый правитель значительно расширил границы камбоджийских владений, которые в то время достигли Китайского моря, заняли всю территорию современного Таиланда на западе, а на севере - регион современного Вьетнама. Джайявармана VII на протяжении 30 лет осуществлял грандиозную программу строительства общественных зданий и храмов (фото: Stylarium.ru)
  • Байон стал главным государственным храмом, расположенным в центре восстановленной после разграбления королем Чампы столицы Яшодхарапура, получившей новое название Ангкор Тхом ("Большой город"). Территория Ангкор Тхома окружена крепостной стеной, высота которой достигает 12 метров, на пяти ведущих в город воротах и пятидесяти четырех башнях храма изображены по четыре лика Будды в соответствии с четырьмя сторонами света (фото: Stylarium.ru)
  • Храм Байон посвящен буддизму Махаяны ("Великая колесница"). Махаяна наряду с схинаяной одно из двух основных существующих направлений буддизма. Многочисленные божественные лики, изображенные на башнях храма, это лики Авалокитешвары - бодхисатвы, воплощения бесконечного сострадания всех Будд. Башни с ликами стали изобретением воплощавших идеи Джайявармана VII кхмерских архитекторов, это нововведение еще более подчеркнуло скульптурность древней камбоджийской архитектуры, придало этой скульптурности монументальность (фото: Stylarium.ru)
  • Ангкор Тхом представлял собой уменьшенную копию Мироздания, окруженного океаном, который символизировал широкий ров, вырытый у стен города. Вдоль дорог, ведущих к воротам, вместо балюстрад установлены ряды мифических богов и демонов, которые тянут за тело змея (нага), приводя в движение расположенный в геометрическом центре Ангкор Тхома Байон, служащий инструментом пахтания. Таким образом, весь архитектурный комплекс являл собой гигантское символическое изображение вселенского пахтания, которое заключается во взбивании молочного океана с целью получения напитка бессмертия и мировых сокровищ (фото: Stylarium.ru)
  • О многослойности символики храма пишет Брюно Дажан в книге "Кхемеры": "Байон…предстает одновременно как карта королевства и мистическое изображение схемы Вселенной (мандала), так и генеалогическое древо Джайявармана VII , вписанное в ту же мандалу". Среди исчезнувших ныне многочисленных статуй храмовых божеств были покровители крупнейших храмов королевства, расположение их совпадало с направлениями, в соответствии с которыми были возведены в Ангкор Тхоме храмы в их честь. Кроме того, среди богов - защитников часовен встречаются канонизированные предки короля (фото: Stylarium.ru)
  • Величественный храм включает три яруса, первые два из которых имеют квадратную форму, третий – целла – округлую, что не характерно для кхмерской архитектуры. Для строительства храма использовались каменные блоки и дерево. В центре каждой из четырех стен первого и второго ярусов расположены гопуры - надвратные башни. В центре главной башни находится статуя Будды, а в окружающих ее многочисленных часовнях, расположенных на трех ярусах храма, находилось большое количество исчезнувших ныне статуй различных буддийских и индуистских божеств (фото: Stylarium.ru)
  • По всему периметру внутренних стен галерей первого яруса высечены барельефы, изображающие военную и повседневную жизнь короля Джайявармана VII и его подданных с большой исторической точностью. Среди сюжетов, являющихся высеченной в камне кхмерской летописью, шествие воинов кхмерской армии с музыкантами, обозами и слонами; дома простых людей, сцены рыночной торговли; битва армии кхмеров и чамов на озере Тонлесап; сцены ловли рыбы; петушиные бои; дворцовые сцены с принцессами в окружении слуг, занятых беседами и играми; охота на кабана; королевская процессия с королем, стоящим на слоне; победа кхмеров над чамами и многие другие (фото: Stylarium.ru)
  • Время сохранило только монументальные постройки кхмеров, о внешнем виде зданий, в окружении которых был расположен храм, можно судить лишь по сохранившимся изображениям на барельефах и немногочисленным описаниям путешественников. Китаец Чжоу Дагуань, побывавший в Ангкоре в конце XIII века, отмечает, что дома кхемеров, полностью отражали их социальное положение. Дома простолюдинов были покрыты соломой, дома представителей высшего сословия – черепицей, а королевские дворцы – металлической черепицей (фото: Stylarium.ru)
  • О бывшем величии Ангкор Тхома теперь свидетельствуют только культовые сооружения во главе с многоликим храмом Байоном, сохранившийся каменный фундамент Королевского дворца, "Терраса слонов", осевые направления главных улиц города, каналы, протянувшиеся вдоль них и большие бассейны-водоемы (бараи) и некоторые другие постройки. Грандиозному замыслу Джайявармана VII удалось пережить века и до сих пор продолжать удивлять человечество своим размахом, глубиной символики и тайной недосказанности (фото: Stylarium.ru)
  • Интересно, что исследователь П.Стерн, сделавший попытку систематизации кхмерского искусства, предложил называть основные стили кхмерской архитектуры и скульптуры именами наиболее характерных сооружений, появившихся в тот или иной период. Таким образом, храм Байон дал название стилю Байон, господствовавшему в 1177–1230 годы во времена Имперского периода (фото: Stylarium.ru)
  • (фото: Stylarium.ru)
Stylarium.ru
18 ноября 2014