Поражающий воображение буддийский храм, восставший из пепла

  • Строительство величественного буддийского храма Боробудур, расположенного на острове Ява, недалеко от города Джокьякарта, исследователи относят к VII—IX векам, ко времени правления династии Сайлендра. Храм расположен на территории между двумя парами вулканов-близнецов Сандоро — Самбинг и Мербабу — Мерапи и между двумя реками Прого и Эло. Согласно преданиям эта территория была известна как Kedu Plain и являлась священным яванским местом, получившим название "Сад Явы" благодаря высокому плодородию местных сельскохозяйственных земель. Во время реставрации храма в начале XX века было обнаружено, что три буддийских храма — Боробудур, Павон и Мендут — расположены вдоль прямой линии, что свидетельствует о существовании некогда ритуальной связи между ними (фото: Stylarium.ru)
  • Высота возвышенности, на которой построен Боробудур — 265 метров. В XX веке среди археологов и геологов интенсивно обсуждалась теория о том, что храм был построен на некогда высохшем и не сохранившимся до наших дней озере, экспедиции в 1949 году даже удалось обнаружить здесь донные отложения. Поводом для этого послужила выдвинутая в 1931 году голландским автодидактом W.O.J.Nieuwenkamp гипотеза, согласно которой территория Kedu Plain когда-то была озером, а Боробудур первоначально символизировал цветок лотоса, плавающий на его поверхности (фото: Stylarium.ru)
  • Не существует единой точки зрения на этимологию названия храма, Томас Раффлз — британский государственный деятель, по указанию которого в начале 19 века была произведена расчистка поглощенных джунглями руин, связывал происхождение слова "Borobudur" с наименованием близлежащей деревни Bore, а "Budur", по его мнению, могло соответствовать современному яванскому слову "Buda" ("древний") — то есть, "древний Боро". Другой археолог считал, что Боробудур является упрощенным яванским звучанием словосочетания "Biara Beduhur" на санскрите записываемого как "Vihara Buddha Uhr". "Buddha-Uhr" может означать "город Будд", в то время как другое возможное произношение "Beduhur", вероятно, старое яванское слово, сохранившееся в балийской лексике до сегодняшних дней и означающее "высокое место", образовано от однокоренных слов "dhuhur" или "luhur ". Это говорит о том, что значение слова "Боробудур" может определяться как "вихара (храм) Будды на высоком месте или на холме" (фото: Stylarium.ru)
  • Архитектурная форма храма — ступа — претерпела многочисленные трансформации в процессе распространения буддизма за пределами Индии, изначально, в добуддийские времена, являвшаяся курганом, отмечавшим место захоронения, о чем свидетельствует значение слова "ступа" на санскрите — "макушка, куча земли, камней, земляной холм". Первые подобные курганы из земли и камня пирамидальной формы или punden berundak, как называются они в Индонезии, появились на этой территории еще во времена доисторической Австронезийской мегалитической культуры. Строительство каменных пирамид основано на местных верованиях в то, что горы и высокие места — обитель духов предков или hyangs. Боробудур, как полагают, продолжение старой мегалитической традиции объединенной с идеей и символикой буддизма махаяны (фото: Stylarium.ru)
  • Сверху очертания храма напоминают гигантскую мандалу, включающую три сферы буддийской космологии, а именно: Kamadhatu (сфера чувственного), которой соответствует основание ступы, Rupadhatu (сфера форм) — пять квадратных ярусов храма и Arupadhatu (сфера отсутствия форм) — три круглых яруса и большая верхняя ступа. Обычные существа живут на самом низком уровне в сфере чувственного. Те, кто утратил все стремления к продолжению существования, покинули мир желаний и живут в сфере форм, соответствующей дхьянам (йогическим сосредоточениям). В сфере отсутствия форм нет элементов материального мира — это сфера глубокого медитационного созерцания, бесформенный океан нирваны. Архитектурные особенности метафорически подчеркивают различия сфер. Если сфере форм соответствуют квадратные в основании ярусы и детализированные изображения на рельефах, то сферу отсутствия форм отличают круглые ярусы и отсутствие декора (фото: Stylarium.ru)
  • Система лестниц, расположенных в центре каждой из четырех сторон храма, и коридоров направляет паломников и туристов к верхней площадке, каждый ярус представляет собой один из этапов просветления. Храм построен из вулканической горной породы — андезита, каменные блоки заготавливались в близлежащих карьерах, транспортировались к месту строительства и укладывались без раствора. Блоки подгонялись друг к другу, для формирования стыков использовались выпуклости, углубления и соединения типа "ласточкин хвост". Рельефы создавались на месте, после того как здание было возведено. Храм оснащен хорошей дренажной системой, для предотвращения затопления на каждом углу установлены направляющие воду желоба, украшенные резными изображениями великанов или макар — мифических морских чудовищ.(фото: Stylarium.ru)
  • Имя архитектора комплекса Gunadharma известно благодаря яванским народным сказкам, письменных источников не сохранилось. Основная единица измерения, использовавшаяся во время строительства — tala — соответствует расстоянию от линии роста волос на лбу до подбородка или расстоянию от кончика большого пальца до кончика среднего пальца, когда они растянуты на максимальную длину. Несмотря на то, что подобная система измерения выглядит субъективной, храм имеет точные пропорции. Исследование, проведенное в 1977 году, показало, что архитектор использовал при проектировании соотношение 4:6:9, которое также соблюдается в конструкциях храмов Павон и Мендут. Археологи предположили, что пропорция 4:6:9 и тала имели календарно-астрономический и космологический смысл, как и в случае с храмом Ангкор-Ват в Камбодже (фото: Stylarium.ru)
  • (фото: Stylarium.ru)
  • (фото: Stylarium.ru)
  • (фото: Stylarium.ru)
  • (фото: Stylarium.ru)
  • (фото: Stylarium.ru)
  • (фото: Stylarium.ru)
  • (фото: Stylarium.ru)
  • (фото: Stylarium.ru)
  • (фото: Stylarium.ru)
  • (фото: Stylarium.ru)
  • (фото: Stylarium.ru)
  • (фото: Stylarium.ru)
Stylarium.ru
9 февраля 2015