Узоры из металла: прогулка по провинциальному городу

Архитектурные памятники любого города невозможно представить без их металлических оград: ворота, крыльца, решетки подчеркивают достоинства зданий, придают законченность скверам, паркам, улицам и площадям.

Крепостное село Иваново принадлежало крупнейшим вотчинникам России графам Шереметевым. Их вотчинная контора, построенная в первой трети XIX века, была окружена службами и парком, а от улицы  ее отделяла ограда. Решетка этой ограды (ул. Крутицкая, 33) - самая ранняя в городе. Рисунок ее прост: ромбы, круги, сердечки. Выполнена она искусным мастером из широких полос кровельного железа.

До конца XIX века в Иванове возводится несколько крупных построек. Но в связи с общей утратой стилевого единства в архитектуре решетки того времени теряют индивидуальные черты, рисунок их сух, и выполнены они чаще всего из готовых деталей. Таковы ограды бывшего особняка Зубкова на ул. Рабфаковской и выполненного в "русском стиле"  Преображенского собора на ул. Колотилова.

   

В конце XIX – начале XX века в городе появляется более десятка роскошных особняков, строившихся по заказу местных фабрикантов, этот период совпал с расцветом стиля модерн. Орнамент оград, выполненных в стиле модерн, растекается волнами завитков (бывший дом Бурылина). В рисунке отсутствует какая-либо схема, отдельные элементы композиций выполняются натуралистически. Такова решетка ворот бывшего особняка Витова (просп. Ленина, 25). Художник со вкусом расположил крупные листья, стебли и цветы каштана в верхнем поле, мастер вырезал их из толстого железа и искусно придал им живые формы.

     

О высоком мастерстве исполнения свидетельствует решетка балкона второго этажа этого же дома. Тончайшей работы листья, стебли и объемные цветы заполняют поле между опорами. Осокообразные листья стелются, изгибаясь наподобие бича во время удара.

   

Интересными образцами малой архитектуры Иваново обязано строителям особняков, которые в большинстве своем, очевидно, были столичными архитекторами. Непосредственное изготовление решеток осуществлялось московскими специализированными фирмами. Но какую-то роль играла здесь и местная тенденция. Только этим можно объяснить появление редкого в русском модерне узора, какой являет собой решетка подпорной стенки на углу проспекта Ленина и ул. Батурина. Она выдерживает сравнение с классическими произведениями этого жанра - оградой бывшего особняка Рябушинского в Москве. Там мотив волны в металлическом рисунке исполнен изыскано и усложнен. Здесь мотив предельно прост: один завиток, повторенный много раз. Простота эта вполне оправдана. Волна решетки низвергается по склону проспекта, вздымаясь "брызгами" вставок на уступах и, успокоенная, поворачивает на улицу Батурина. Решетка формирует пространство улицы, отделяя проезжую часть от пешеходной, и потому выходит за рамки малой формы архитектуры, становясь явлением градостроительного порядка.

    

С закатом модерна орнамент решеток вновь стремится к симметричным округлым очертаниям (ограда на ул. Ермака, 3). Вместе с тем появляется неоклассический вариант оград. Строгие взаимно перпендикулярные линии вторят линиям фасадов. Иногда такие решетки оживляются  гирляндами объемных листьев (ограда бывшего особняка Гандурина). В этом стиле выполнена решетка-ограда бывшего особняка Соколова (угол улиц III Интернационала и Марии Рябининой). Невысокая решетка, поставленная на основание, сочетанием прямоугольников и параллельных стоек, стилистически увязана с прямыми линиями дорических колонн и меандровым орнаментом – основными элементами оформления особняка.

   

Ограды советского времени в Иванове заимствуют мотивы классических русских решеток начала XIX века. Предельно проста и выразительна решетка ограды фабрики имени Ф.Э.Джержинского. Ее чуть скошенные стойки вторят лаконизму фасадов прядильного корпуса. Многие из решеток заимствуют мотивы классических оград начала XIX века, выполнявшихся из чугуна. Таково ограждение корпуса исторического факультета ИвГУ (угол улиц Дзержинского и Тимирязева), в основе рисунка которого – традиционные пересекающиеся овалы. Этот же орнамент встречается в более поздних перилах Соковского моста. Более сложно решение  декора Театрального моста города (пл. Пушкина). Крестообразные в плане конусообразные колонки с капителями ограждения чередуются здесь с изображениями ваз с цветами. Венчают сооружение четыре колонны, украшенные пышными коринфскими капителями. Они поддерживают огромные шары светильников, что придает центральному мосту города необходимую парадность.

Благодаря сохранившимся историческим крупным и малым архитектурным формам город обретает свою оригинальность и самобытность.

Stylarium.ru
14 октября 2014