Шедевры гусевских мастеров-стеклодувов

Городок с поэтичным названием Гусь-Хрустальный, расположенный в Мещерской низменности на реке Гусь, в 63 км к югу от Владимира, известен на весь мир необыкновенной красоты изделиями из хрусталя ручной работы. Специализацию города подчеркивает даже герб, на котором изображен расправивший крылья для полета гусь. Одно из старейших в Европе и России предприятий – Гусевской хрустальный завод – был основан орловским купцом Акимом Мальцовым летом 1756 года в Володимерском уезде Московской губернии при речке Гусь, в имении Никулино, в урочище Шиворово. С историей развития гусевского стекольного промысла и лучшими его образцами можно познакомиться во владимирском музее декоративно-прикладного искусства, который расположен в здании Троицкой церкви.

На стиль стеклянных изделий середины XVIII века большое влияние оказало народное искусство. Это проявилось как в форме предметов, исполненной в гутной технике так и в характере декора. Гутная техника  заключается в формовании изделия из стекла непосредственно у стекловаренных печей мастером-выдувальщиком вручную в горячем виде путем традиционного метода выработки – свободного выдувания. Одновременно на заводе создавали образцы, украшенные богатой барочной гравировкой.

В начале XIX века появились изделия из только что освоенного в России бесцветного свинцового хрусталя. Для декорирования использовались как известные виды алмазной грани, так и разработанный мастерами фабрики новый узор – ромб со звездочкой внутри. Эта грань получила название "мальцовской" или "гусевской". Большой популярностью в XIX веке пользовался алмазный рисунок "русский камень".

Унаследовали дело Акима Мальцова сыновья, а с 1823 года династию продолжил его внук Иван Сергеевич Мальцов, который внедрял все технологические новшества на производстве. При заводе была создана "камера образцов", где хранились изделия, лучшие по красоте и сложности исполнения рисунка. Вскоре гусевский завод был переведен на выпуск дорогой хрустальной посуды.  Изделия завода участвовали во всероссийских мануфактурных выставках и были удостоены "высочайшего благоволения" и права изображения на них государственного герба. В 1835 году И.С.Мальцов, будучи за границей в свите Николая I, изучает работу чешских фабрик, выпускавших богемское стекло, закупает образцы производства, приобретает рецепты изготовления. Вскоре гусевский завод осваивает технологию изготовления богемских изделий.

    

В середине XIX века цветовая палитра стекла расширяется благодаря добавлению окислов редкоземельных металлов. Изделия из уранового стекла отливают всеми оттенками желтого и зеленого, золото придает стеклу, которое называется "золотой рубин" пурпурно-розовый цвет. В это же время осваивается новая техника – наклад, состоящая в использовании нескольких слоев стекла разных цветов. Декор таких изделий осуществлялся с помощью гранения, росписи эмалевыми красками и золотом.

При Юрии Степановиче Нечаеве-Мальцове, племяннике И.С.Мальцова,  гусевский хрусталь получает всемирное признание - в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго за серию изделий в восточном стиле продукция завода удостоена бронзовой медали и почетного диплома, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже получает высшую награду – Гран-при. К этому времени на заводе сложились династии мастеров-хрустальщиков,  самые известные их них  Травкины, создавшие свой неповторимый стиль гравировки, и Зубановы, использовавшие особый растительный резной орнамент "светлое растение".

   

Столовые сервизы этого периода украшаются с помощью разнообразных техник - алмазной грани, гильошира (вид простого химического травления, используемого для нанесения рисунка), механической нити. Вазы и наборы выполняются в технике иризации (на стекле появлется эффект цветных радужных переливов), кракле (образование сети тонких трещинок на глазурованной поверхности стеклянных изделий), миллефиоре, люстра, навивки, цветной крошки, расписываются эмалевыми красками и золотом. Гусевчане не слепо копировали уже известные в Европе способы обработки стекла, а создавали на их основе оригинальные произведения – пример тому использование техники глубокого травления, изобретенной французом Э.Галле.

В 1918 году завод был национализирован, а в 1921 году вошел в состав Гусь-Хрустального комбината – государственного хозрасчетного объединения. До 1930-х годов здесь продолжался выпуск продукции по дореволюционным "мальцовским" прейскурантам. Практиковалась живопись на молочном и "глушеном" стекле эмалевыми и силикатными красками, а также глубокое травление по многослойному стеклу.

В начале 50-х годов началась массовая выработка продукции из свинцового хрусталя. На заводе создается экспериментальный отдел, который позволил предприятию одним из первых в стране начать выпуск высокохудожественных изделий малыми сериями. Завод превращается в крупное предприятие с постоянно обновляющимся ассортиментом. Начинается массовый выпуск изделий из стекла, окрашенного окислами редкоземельных элементов. В конце 1970-х годов внедряется пескоструйная обработка, придающая декоративную матовость стеклу.

 

 

Stylarium.ru
13 ноября 2014