Невероятная история создания национального костюма Таиланда

Выставочный зал в Музее текстиля королевы Сирикит в Бангкоке (фото: буклет)Одним из основных маркеров высокой культуры является любовь к своей национальной истории, языку, традициям. Национальный костюм - одна из важных составляющих культуры - в некоторых странах он не существовал, в некоторых почти утрачен или стал достоянием музеев, иногда о нем вспоминают во время массовых праздников, но есть страны, где национальный костюм не только не забыт, но и активно используется в повседневной жизни.

Интересным примером в мировой истории является создание национальной одежды Таиланда, инициатором этой идеи выступила Ее Величество Королева Сирикит.

В 1960 году Его Величеству Королю Пумипону Адульядету и Ее Величеству Королеве Сирикит предстояло совершить ряд официальных визитов в США и пятнадцать европейских стран, который должен был продлиться семь месяцев. Поездка имела огромный успех. Их Величества были везде восторженно встречены, и повсеместно отмечалась красота и особая элегантность Ее Величества. 

Ее Величество знала, что, будучи за границей, она должна будет представлять весь Таиланд и всех тайских женщин. Таким образом, в дополнение к западной высокой моде Ее Величество пожелала, чтобы ее гардероб содержал тайские стили, передающие уникальную культурную самобытность страны. Однако, королевское платье с середины 19 века имело неуклонно прозападный вид, а в 1941 году был издан государственный указ, требующий, чтобы все тайцы носили одежду западного образца.  В результате поствоенный Таиланд не имел национального эквивалента  индийскому сари или японскому кимоно - его нужно было создать.

Подготовка к турне длилась почти два года. Ее Величество возглавила команду консультантов и советников, которая включала историков, видных придворных дам, ее давнего тайского модного дизайнера Urai Lueumrung и других местных дизайнеров. В команду также вошел Pierre Balmain, французский кутюрье, создававший гардероб западного стиля для поездки Ее Величества. Опираясь на различные источники, в том числе сохранившиеся образцы королевского текстиля и фотографии придворных женщин 1850-1925 годов, Ее Величество и команда создали коллекцию платьев, основанных на технологии обертывания ткани вокруг фигуры и создании драпировок. Тайские женщины традиционно носили закреплявшиеся набедрах (phaa nung) и закрывающие плечи одежды (sabai), но сконструированы они были на основе западных образцов. Результатом работы стал новый национальный дизайн платья, который позволил почтить прошлое, утвердив современный национальный стиль одежды. 

 Ее Величество Королева Сирикит в платье Thai Dusit  Магниты с изображением восьми вариантов национального тайского женского платья  Платье Thai Siwalai для королевских церемоний, созданное французским кутюрье Pierre Balmain для  Ее Величества Королевы Сирикит (фото: буклет) Здание Музея текстиля королевы Сирикит в Бангкоке (фото: Stylarium.ru)

Образцы восьми вариантов национального тайского женского платья для будних дней (Thai Ruean Ton, Thai Chitralada, Thai Amarin), для официальных церемоний (Thai Boromphiman), для королевских церемоний (Thai Siwalai) и вечерних мероприятий (Thai Chakri, Thai Dusit, Thai Chakraphat) можно увидеть в Музее текстиля королевы Сирикит в Бангкоке, кроме того видеоролик представляет процесс моделирования образцов одежды в 3D графике. 

На создание музея, появившегося благодаря щедрости  Его Величества Короля Пумипонуа Адульядета и Ее Величества Королевы Сирикит и объединения усилий преданной команды, поддерживаемой тайскими и международными экспертами, потребовалось девять лет.

Преобразование здания бывшего Министерства финансов 1870 года в музей началось в 2003 году. Здание было полностью отремонтировано, в нынешнем виде оно включает новый вестибюль, выставочные залы, хранилище, образовательный класс, библиотеку, лекционный зал  и первую в Таиланде лабораторию, направленную на сохранение текстильных изделий. Тем не менее, прошлое тоже присутствует здесь в первоначальном виде фасада здания и многочисленных внутренних архитектурных деталях.

Целью музея является коллекционирование, демонстрация и сохранение текстильных художественных изделий Юго-Восточной, Южной и Восточной Азии для нынешнего и будущих поколений.

Еще одной заслугой Королевы Сирикит является создание Фонда поддержки традиционного текстильного промысла в тайских деревнях. В 1955 году Ее Величество совершила поездку по сельским районам Таиланда и решила, что ткачество может обеспечить важнейший вторичный источник дохода для женщин, а также будет способствовать сохранению уникального текстильного промысла Таиланда.

Экспозиция музея включает более 30 платьев из гардероба Ее Величества, архивные фотографии, видеофильмы с кадрами хроники, историю зарождения ткачества, образцы древнейших тканей и приспособлений для ручного производства текстиля, представляет процесс обработки шелка. Благодаря современному дизайну, новейшим технологиям, интерактивности и, главное, интересному контенту музей включен в десятку лучших музеев Бангкока. 

 

Stylarium.ru
16 апреля 2014