Магическое очарование венецианского карнавала жизни

… В кромешной темноте мелькнул и исчез за углом черный плащ.

Растворился в ночи аромат желания.

Маска, я тебя знаю. Ты неотступно следуешь за мной…

 

Город-декорация, город-интрига, город-авантюра, город-лабиринт!

Одним из символов города, наряду с гондолой, площадью Сан-Марко, муранским стеклом, крылатым венецианским львом и карнавалом является маска, которая невероятно точно передает квинтэссенцию города, сохранившуюся до наших дней. Хотя до XIII–XIV веков масок на карнавалах не носили, а первое упоминание о карнавале в Венеции, истоки которого ученые видят в древнеримских сатурналийях, относится к 1094 году.

Архитектурное пространство города предстает огромной декорацией для бесконечной череды перфомансов, местом действия здесь может стать любая улочка, мостик, переход, галерея, балкон палаццо и, конечно же, обязательным атрибутом будет скрывающая лицо маска, нарядный костюм или таинственный черный плащ. Один миг – перевоплощение произошло, и мы уносимся в вихре собственных фантазий в эпоху знатных дожей, состоятельных купцов, коварных соблазнителей, белолицых красавиц и хитрых служанок.

Маска скрывает истинное лицо, характер, социальное положение, т.е. позволяет человеку, не только не быть узнанным, но и творить новую реальность, пережить волнующее приключение. В процессе многовекового развития карнавальной культуры в Венеции возникла целая типология масок: Баута, Венецианская дама, Джокер, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Самой популярной до сих пор остается Баута, появившаяся в 17 веке, которой пользовались представителей любого сословия и пола обычно в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой — tricorno. Одна из разновидностей этой маски называется "Bauta Casanova", в честь неизменно предпочитавшего её известного итальянского авантюриста, путешественника, писателя и уроженца Венеции Джакомо Казановы.

       

Особенно таинственна ночная Венеция, когда в воде каналов отражается лунный свет, слышится плеск волн, тянет сыростью, зажигаются тусклые от спускающегося на город тумана огни, доносятся возгласы редких прохожих – наступает время любовных похождений, тайных свиданий и роковых страстей. Прекрасна Венеция и на рассвете, когда розовая дымка разливается по еще безлюдным улицам и площадям, открываются первые ставни, и город постепенно начинает набирать свой ежедневный жизненный ритм. Неповторимое очарование городу придают так опасные для него наводнения.

Прекрасное и ужасное, любовь и смерть всегда неразлучны на улицах этого города. О страшных страницах истории напоминает часто встречающаяся на нынешних карнавальных шествиях маска Доктор Чумы (Medico della Peste), которая использовалась раньше во время эпидемий чумы. Считалось, что острый нос маски, напоминающий клюв птицы-падальщика, с помещенными в него ароматическими веществами предохраняет от заражения.

   

В необычной мистической атмосфере города сплетаются исторические события, судьбы известных людей и сюжетные линии многих художественных произведений: пьесы "Венецианский купец" Уильяма Шекспира и его многочисленных экранизаций, новеллы "Смерть в Венеции" Томаса Манна и одноименного фильма Лукино Висконти, оперетты "Ночь в Венеции" Иоганна Штрауса, фильма "Плащ Казановы" режиссера  Александра Галина с Инной Чуриковой в главной роли и многих-многих других.

   

Особое удовольствие – неспешно бродить по лабиринтам узких улочек Венеции, рассматривая архитектурные детали, многочисленные яркие витрины, случайных прохожих, прокатиться по Большому каналу на вапоретто и наблюдать, как шумный город погружается в сумерки.

 

Stylarium.ru
29 августа 2014