Почему разрушаются родовые усадьбы

Усадьба Смирновых (г. Плес, угол ул. Карла Маркса и ул. Льва Толстого) сегодня зияет черными глазницами выбитых окон, а когда-то давно это был дом замечательной русской семьи Смирновых, выдающимся представителем которой стал писатель Николай Павлович Смирнов (1898-1978), воспевший в своих произведениях неповторимую красоту волжской природы.  

Дом, являющий характерный для Плеса пример мещанской городской усадьбы с особняком и хозяйственными постройками периода эклектики, был построен во 2-й половине XIX в. для отца Н.П.Смирнова, городского головы Павла Николаевича Смирнова.

Зинаида Павловна Смирнова, сестра писателя, вспоминала: "Дом стоит на склоне трех гор. Сейчас их засадили какими-то некрасивыми деревьями, они разрослись и закрыли вид на Волгу. А раньше никаких деревьев не было, горы покрывались изумрудной травой, а весной расцветали одуванчики, и горы казались золотыми. Из окон нашего дома, особенно с балкона, был чарующий вид на Волгу...". 

Родной дом был для маленького Николая Смирнова целым миром, в доме была большая библиотека: он рано начал читать и полюбил классическую литературу, с игрушечным ружьем за плечами он выходил в сад на охоту, воображая, что это огромный дремучий лес, отсюда он отправлялся в первые охотничьи походы со своими дядями Виктором и Гавриилом - страстными охотниками, здесь была его творческая мастерская.

Вспоминает сестра писателя: "...для работы были все условия: просторный дом, уютные светлые комнаты с окнами, смотрящими на Волгу, большой цветущий сад и божественная тишина. В Плесе он работал днем, а вечером уходил на "тягу", любимый вид охоты. Приходил к ужину, из охотничьей сумки вынимал трофеи, а иногда  скромный, но прелестный букетик лиловых подснежников-хохлаток, их в плесских лесах было великое множество. Подснежники он ставил себе на письменный стол, на котором лежали книги любимых писателей, среди которых непременно лежал томик И.Бунина. Это был 1925 год". 

   

Но и над этим мирным домом сгустились тучи революционного лихолетья. Дом и все имущество было конфисковано, семья Смирновых выселена, а затем усадебный комплекс, состоящий из углового полукаменного жилого дома, двух высоких кирпичных амбаров и прясла каменной ограды с воротами и арочной калиткой между домом и южным амбаром, был включен в территорию дома отдыха "Плес", в нем разместилась администрация. 

Дом стал чужим, но Николай Павлович был привязан душой к городу своего детства и его окрестностям, сюда он вернулся, проведя четыре года в исправительно-трудовых лагерях, куда попал по ложному обвинению в "контрреволюционной агитации", только здесь он черпал вдохновение и мог создавать свои удивительные пронизанные глубоким чувством любви к природе произведения, сюда он каждый год уже будучи известным писателем, автором книги "Золотой Плес", приезжал на лето, отвергая все приглашения Литфонда поехать в дома творчества писателей Малеевку или Переделкино. Пристанище в родном городе он находил с трудом. "Это было очень мучительно и больно искать как из милости, кто бы тебя приютил",- вспоминала Зинаида Павловна. 

   

"Отчий дом, опавшие, былые,
Легкие и радостные дни...
В окнах скудно светятся чужие
Неживые желтые огни...

Отчий дом! Бродя сейчас по Соборной горе, я все время вижу его издали... Я гляжу на него со странным чувством, — с чувством отчуждения, привязанности и тоски. Чужие люди, чужие огни, а после отъезда "отдыхающих" почти жуткая темнота в окнах... И милые лица тех, кого давно уже нет на свете... Но какие-то призраки и тени", - пишет Николай Павлович в своем дневнике 1968 года.

Краеведы, литературоведы, местные жители давно мечтают о том, чтобы в доме Смирновых был создан мемориальный музей писателя, но время идет, а дом продолжает разрушаться. Видимо, его постигнет участь многих бывших родовых усадеб - он будет разобран, а затем по планам и чертежам реставраторов воссоздан вроде бы тот же, но понятно, что уже совсем не тот дом, исчезнут стены, пока еще хранящие память о прекрасных людях, когда-то здесь живших.

Может быть судьба родового гнезда Смирновых складывается  так печально и потому, что забыты имена  первых исследователей творческого наследия Н.П.Смирнова? 

Stylarium.ru
8 сентября 2017