Аллея библейских растений в ботаническом саду Иерусалима

  • С первых страниц Книги Бытия, повествующей о сотворении мира и создании Богом Эдемского сада, Библию наполняют образы природы. Древние народы – евреи и христиане – жившие на Святой земле в соответствии с ритмами природы, выращивали здесь плоды земные и обладали глубокими знаниями об окружающем растительном мире. Поэтому часто встречающиеся в Библии ботанические метафоры, передающие нравственные истины и божественную мудрость, были понятны простым людям: плод с древа познания, неопалимая купина, терновый венец, жезл миндального дерева, дающий почки, цветы и плоды одновременно... (фото: Stylarium.ru)
  • Символ граната или гранатового дерева глубоко проник в историю, религию и культуру еврейского народа, среди плодов, которые принесли посланные Моисеем в Землю обетованную двенадцать соглядатаев, были и гранаты. По преданиям, 400 резных изображений гранатов украшали колонны Храма царя Соломона, а на одеждах священнослужителей был вышит орнамент в виде красных и синих гранатовых плодов. Без зерен граната на столе не обходится ни один Рош Ха-Шана или еврейский Новый год, так как считается, что плод содержит 613 зерен, что символизирует 613 заповедей Торы. Чашечка гранатового плода часто имеет шесть треугольных лопастей, напоминающих древний символ – Звезду Давида, изображенную на флаге Израиля. Катушки, на которые наматываются свитки Торы, издревле венчал набалдашник (римоним) в виде плода граната. В религиозных писаниях сочный гранат символизирует изобилие, красоту, плодородие и созревание любви. Этот плод шесть раз упоминается в "Песни песней Соломона": "Я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблок моих" ("Песнь песней", 8:2) (фото: Stylarium.ru)
  • В христианской традиции запретным плодом, который Адам и Ева вкусили, сорвав с Древа познания, считается яблоко. Возможно, это произошло вследствие омонимичности, в латинском языке слово "malus" означает одновременно и "яблоко", и "злой". Символ яблока часто использовался в западном искусстве эпохи Возрождения при изображении библейских сцен рая, очевидно, он мог быть заимствован из греческой мифологической традиции, где означал соблазн или вознаграждение, например, можно вспомнить "яблоко раздора", приведшее к Троянской войне. В Библии запретный плод упоминается безотносительно к определенному фрукту. Первое упоминание о яблоках в еврейских писаниях встречается в аллегорической "Песни песней", где они символизируют любовь между народом Израиля и Богом (фото: Stylarium.ru)
  • Научное и англоязычное название растение Ziziphus spina-christi или Christ's thorn jujube получило на основании христианской традиции, согласно которой, римские воины возложили на голову Иисуса Христа перед распятием венец из терновых веток. "И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!" (Евангелие от Матфея, 27:29). В притче Иоафам, царь иудейский, предупреждает жителей Сихема о бедах грозящих народу, если трон получит его жестокий брат Авимелех, которого он представляет как колючее и властное растение, подобное терну, процветающее за счет окружающих. Жители не прислушались к предупреждениям Иоафама, и правление Авимелеха закончилось кровопролитием. "Колючий куст сказал деревьям, если вы действительно хотите помазать меня царем, то идите и укройтесь в моей тени, но если нет, то выйдет огонь из колючего куста и уничтожит ливанские кедры" (Книга Судей, 9:15) (фото: Stylarium.ru)
  • Срезанная ветка мирта, не вянущая и остающаяся зеленой долгое время, символизирует во многих культурах успех и победу над смертью. Восхитительный аромат мирта снискал ему особое место в еврейской культуре. В старину ветви этого растения сопровождали важные события в жизни: от обрезания и брака до похорон. Ароматические эфирные масла, получаемые из листьев мирта, обладают целебными свойствами, ягоды на Сардинии и Корсике используют для изготовления ликера Mirto. Аромат мирта сопровождает шабат и церемонию "Гавдала", которая знаменует собой переход от субботы к будням. Мирт – одно из четырех растений, используемых во время праздника Суккот или Праздника кущей, когда принято выходить из дома и жить в сукке (шатре, куще), вспоминая о блуждании евреев по Синайской пустыне (фото: Stylarium.ru)
  • Оливковые рощи, как это было и в библейские времена, разбросаны по изумрудным холмам Израиля и растут на каменистом и очень тонком слое почвы. Плоды оливковых деревьев по-прежнему выращиваются малыми фермерскими хозяйствами и находят применение в пищевой промышленности, производстве масла и косметики. В древние времена оливковое масло использовалось для освещения помещений, в обряде миропомазания священников и царей, а также для очищения храмовых сосудов. Олива не случайно относится к семи библейским видам растений (Шиват ха-Миним), она наделена удивительным свойством – возможностью жить вечно: молодые побеги вырастают вокруг зрелого оливкового ствола, который становится со временем полым, и в итоге могут его заменить. Псалом 128:3 повествует о детях, которые, как масличные побеги, сначала окружают своего отца, а затем становятся его преемниками. Две оливковые ветви обрамляли менору (светильник), символ Израиля, в видении пророка Захарии, жившего во времена возвращения евреев из вавилонского изгнания. Пророк говорил, что видение означает призвание Израиля быть "светом народов". Гефсиманский сад с 900-летними оливами у подножия Масличной горы традиция связывает с молением Иисуса в ночь перед распятием (фото: Stylarium.ru)
  • Первым, обычно в феврале, зацветает в Израиле миндальное дерево – ветки, еще не покрытые листьями, окутывает облако бело-розовых душистых цветов. Каждая из ветвей меноры, сопровождавшей евреев во время исхода из Египта, завершалась "бокальчиками", напоминающими цветы миндаля. В еврейской мысли миндаль символизирует земледельца, который старательно молится о хорошем урожае. Мудрец Ахиакар в 5 веке до н.э. призывал своих читателей работать быстро и подражать шелковице или тутовому дереву, а не миндалю. В то время как у миндаля плоды созревают долго, шелковица плодоносит сразу после цветения. В одной известной притче миндаль бросает вызов природе, производя почки, цветы и плоды одновременно. "На следующий день Моисей вошел в Скинию и увидел, что жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали" (Книга Чисел, 17:8). Это послужило доказательством богоизбранности левитов в их священном предназначении (фото: Stylarium.ru)
  • Родственный европейской малине и ежевике ягодный кустарник – Rubus sanguineus (sanctus) – мудрые раввины отождествляли с горящим кустом, из которого Бог говорил с Моисеем, отсюда и название растения "Holy Bramble". "И явился ему Ангел Господень в пламени огня из середины куста. Он посмотрел и увидел, что куст горит, но не сгорает" (Исход, 3:2). Поскольку считалось, что этот куст может выдерживать воздействия высоких температур, врачи использовали растение для лечения лихорадки. Кора корня Holy Bramble излечивала тяжелые кровоточащие раны (фото: Stylarium.ru)
  • С библейских времен пьянящий аромат мандрагоры и ее плоды использовались в качестве афродизиака, существовало поверье, будто мандрагоры помогают женщине забеременеть. Название мандрагоры на иврите "duda" созвучно слову "dodi", что означает "возлюбленный". Классическая история о сестринском соперничестве повествует о бесплодной, но любимой второй жене Иакова Рахиль и ее сестре Лее, которая была первой его женой. "И шел Реувен в дни жатвы пшеницы и нашел мандрагоры в поле, и принес он их Лее, матери своей. И сказала Рахиль Лее: Дай же мне от мандрагоров сына твоего!" (Бытие 30-14). После этого Лея опять забеременела, а Рахиль еще несколько лет ждала рождения ребенка. Эта история свидетельствует о том, что Рахиль исцелилась от бесплодия не с помощью медицинских средств, а благодаря прямому вмешательству Всевышнего, изменившего её природу в ответ на её молитвы. "Мандрагоры уже начали благоухать. У дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный!" (Песнь Песней 7:13) (фото: Stylarium.ru)
  • Чтобы показать, как благословенна и плодородна Земля Израильская, принесли посланные Моисеем соглядатаи оттуда, кроме плодов граната и смокв, виноградные лозы. "И пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв" (Книга Чисел, 13:24). Библейский пророк Исаия сравнивает отношения израильтян и Творца с взращиванием виноградника, который будет процветать, если его лелеять. Его мрачные видения скудного урожая, запущенных лоз и колючих сорняков предупреждают народ Израиля о последствиях, грозящих отвернувшимся от Бога. Виноград, пшеница и ячмень считались наиболее экономически важными сельскохозяйственными культурами в древнем Израиле (фото: Stylarium.ru)
  • Ретама обыкновенная или Wight broom обладает мастерской способностью сохранять воду, это позволяет ей процветать в пустыне. Говорят, что угли этого растения хорошо горят и остаются горячими очень долго, также, как распространяются с народе сплетни. Еврейские мудрецы использовали это сравнение, чтобы подчеркнуть тот факт, что в то время как жертва вредных сплетен может внешне простить злоумышленника, боль будет продолжать гореть в течение длительного времени. Книга псалмов уподобляет злую сплетню пучку пущенных стрел, к которым привязаны горящие угли. Избавиться от последствий злословия также трудно, как удалить попавшую в тело стрелу. "Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. Он (Господь) накажет вас острыми стрелами воина с горящими углями дроковыми" (Псалтирь, 119: 2,4) (фото: Stylarium.ru)
  • Тамариск (фото: Stylarium.ru)
Stylarium.ru
17 марта 2015