Сад Клода Моне - лучшее творение мастера?

Может ли произведение искусства превзойти природу – кажется, именно этот философский вопрос задавал нам один из основоположников импрессионизма, автор знаменитых "Водяных лилий", создавая свои полотна и свой райский сад в Живерни.

Клод Моне прославил этот небольшой городок между Руаном и Парижем, поселившись в большом с зелеными ставнями доме, покрытом розовой штукатуркой, с мансардами, подвалом, дровяным сараем, еще несколькими хозяйственными постройками и прилегающим земельным участком. Художник жил здесь, создавал свой сад, ставший его творческой мастерской, и свои полотна на протяжении более 40 лет. Увлеченный садоводством и ландшафтным дизайном хозяин признавался, что тратит на сад почти все, что зарабатывает. Он разбивает здесь с помощью семи нанятых садовников клумбы, устраивает шпалеры, устанавливает теплицы, высаживает разные сорта роз, гиацинтов, ирисов, пионов, незабудки соседствуют в саду с пунцовыми маками, белые лилии с лиловыми колокольчиками. После визита к Моне немецкий искусствовед Юлиус Мейер-Грефе отметил: "Лучше всего Моне раскрывает себя своим садом, который он высадил вокруг загородного дома. Он создавал его по тем же принципам, что и свои живописные полотна... Каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок".

  

Вдохновленный идеей воплощения японского садика, увиденного на одной из гравюр, Клод Моне приобретает небольшой земельный участок, расположенный недалеко от его дома. По краю приобретенной художником земли пробегал небольшой приток реки Эпты, от которого он намеревался провести небольшой канал с запорным устройством, чтобы наполнить водой небольшой вырытый водоем. Он обращается к префекту департамента Эра с просьбой разрешить ему реализовать задуманное, но жители Живерни сначала воспротивились, испугавшись возможности отравления ручья, из которого они поили скот, но затем последовал долгожданный положительный ответ. Из письма Моне префекту: "... разведение упомянутых водных растений ... служит исключительно для украшения и призвано радовать глаз, равно как и выступать в качестве сюжета для живописных полотен. Кроме того, я развожу в этом водоеме только безвредные растения — водные лилии, камыш и несколько разновидностей ирисов, которые в природном состоянии обычно растут по берегам нашей реки, а посему об отравлении речной воды не может идти и речи".

  

Чтобы попасть из северной части сада (Clos Normand), где находится дом художника, в южную часть, так называемый "Водный сад" (Jardin d'eau), нужно пройти по туннелю, проложенному под насыпью автомобильной дороги. С 1898 года пруд с его многообразной растительностью –  нимфеи или водяные лилии разных сортов, по берегам – плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы – становится постоянной темой картин Моне. Примечателен и переброшенный через пруд деревянный японский мостик, изображенный на картине "Пруд с лилиями". Критик Морис Гийемо, побывавший в гостях у художника, писал: "Мастер из Живерни своими руками создал для себя весь этот антураж, самое его существование в котором является ежедневным вкладом в его же творчество. В периоды бездействия — а он иногда ничего не делает целыми месяцами  – он независимо ни от чего продолжает работать, просто прогуливаясь по своим владениям, ибо его созерцающий взгляд все замечает и все запоминает. Его мастерская — это сама природа".

Моне подолгу любуется своим прудом с водяными лилиями, их спутанными корнями и водорослями, стелющимися под поверхностью воды, замечает разноцветные отблески на воде, появляющиеся и исчезающие тени деревьев и облаков на спокойной водной глади. Природа на картинах художника предстает в постоянной игре света и теней. Моне  подчеркивал, что пытался сделать невозможное – нарисовать сам свет. Серия полотен с изображением водяных лилий насчитывает 60 холстов. Отвергая общепринятые правила композиции, Моне отказывается от линии горизонта и сосредоточивает внимание на изолированном участке покрытой кувшинками водной глади. Плавающие на воде кувшинки обрезаются краями холста, таким образом, создается впечатление, что картина является лишь частью чего-то большего.

   

В 1918 году Моне начинает работу над монументальным декоративным панно с кувшинками, которые должны были размещаться на стенах овальной комнаты, чтобы у человека, находящегося в центре, возникла иллюзия пребывания в знойный тихий полдень на берегу пруда, заросшего покачивающимися на поверхности воды чудесными цветами. Панно состоит из восьми больших частей, каждая из которых достигает почти двух метров в длину. Художник завещал это свое творение, выставленное в двух овальных залах музея Оранжери в Париже, государству. Уникальная архитектура залов, высокие потолки и обилие идущего с потолка света помогает восприятию картины, говорят, что в зависимости от времени суток и погоды "Кувшинки" Моне немного меняются.

Художник писал: "…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели".  Во время своего отсутствия в усадьбе, продолжающегося иногда по несколько недель, Моне часто вспоминал о саде, тосковал по нему и отсылал в Живерни письменные распоряжения и советы по его содержанию. Увлечение цветоводством разделяли многие друзья художника,  том числе писатель Октав Мирбо, политик Жорж Клемансо, коллекционер и художник Гюстав Кайботт, актер Люсьен Гитри. Моне всегда находился в поисках редких сортов цветов и даже с помощью своих садовников стал заниматься выведением гибридов. Так появился новый сорт ириса, получивший название Бланш, а также сорт мака Монетти и георгин Дигуннэз.

"Сама природа становится картиной, освещаемой внимательным глазом художника. Этот чудесный и гармоничный сад – самый первый эскиз или готовая к работе палитра",  – писал о саде Моне Марсель Пруст. Во время прогулки по саду и вокруг пруда перед глазами оживают знаменитые полотна великого художника-импрессиониста "Пруд с кувшинками", "Водяные лилии",  "Японский мостик",   "Сад с прудом в Живерни", "Водяные лилии, вечернее впечатление",  "Пруд с кувшинками и плакучая ива", "Сад художника в Живерни", "Желтые ирисы",  "Весна в Живерни" и многие другие. И все-таки главным своим шедевром Моне считал свой прекрасный сад.

Stylarium.ru
11 декабря 2014