​Жизнь на велосипеде: опыт использования экологичного транспорта в городе

Жизнь на электровелосипеде: опыт использования экологичного транспорта в городеФотограф и дизайнер нашего проекта Сергей Селитренников, креативный и целеустремленный человек, с детства любит кататься на велосипеде. Но если раньше существовали только обычные велики, то сейчас, в эпоху всеобщей экологизации, настали времена прогресса и в сфере транспорта – на смену бензиновым стандартам приходят электрические средства передвижения, и любители велосипедов уже воспользовались явными преимуществами новинок и даже начали использовать их в качестве основного ежедневного транспорта. О «плюсах» и «минусах»  передвижения на электровелосипеде в городских условиях, о секретах успеха и об экологичном образе жизни мы побеседовали с Сергеем Селитренниковым.

Сергей, давно ли Вы сделали выбор в пользу электровелосипеда и почему?

Так сложилось, что я более  увлечен двухколесными транспортными средствами. Очень любил кататься на велосипеде в детстве, а когда вырос, не удержался от покупки японского мотоцикла с умопомрачительными характеристиками, если сравнивать его с известной всем советской мототехникой.  Тем не менее, уже третий весенне-летний сезон я катаюсь на обычном электровелосипеде, не имея более мотоцикла. И каждую секунду "в седле" своего электронного байка я радуюсь, что люди придумали это одновременно простое, удобное, бесшумное, экологичное и такое миролюбивое транспортное средство. Этот выбор я сделал по нескольким причинам. Во-первых, дорога на работу и обратно, примерно 20 км, проходит через Лефортовский парк и живописный бульвар в Краснокурсантском проезде. Расстояние не слишком маленькое, чтобы его можно было преодолеть пешком или на обычном велосипеде и не слишком большое, чтобы утомиться. Каждая поездка – это незабываемое маленькое приключение. В 5 км от моего дома находится парк Сокольники. Идеальное расположение, чтобы добраться до него и обратно на электротяге, а внутри парка кататься как на обычном велосипеде. А бесшумная езда на моторе по лесным тропинкам доставляет бесконечное удовольствие и по ощущениям, наверно, сравнима с полетом птицы. Если взглянуть на выбор с экономической точки зрения, то при ежедневной поездке на работу  электровелосипед стоимостью 30–40 тыс. рублей окупается за 4 сезона с учетом его текущего ремонта и одной замены батареи или за два года, если пользоваться им круглый год. После поездки нет необходимости тратить время и средства, чтобы найти и оплатить место парковки. Свой складной велосипед за 2 минуты я убираю в шкаф, а аккумулятор уже по привычке ставлю на зарядку. И никаких забот. Я свободен для других занятий.

Пока электровелосипед не требует времени и затрат на прохождение бюрократических процедур, связанных с получением прав или оплаты обязательной страховки (фото: Stylarium.ru) Во время движения сочетание бесшумности и большой скорости требуют особой сосредоточенности и осторожности (фото: Stylarium.ru) В определенном формате электровелосипед очень удобен и даже наиболее эффективен в поездках за покупками, по делам, перевозке малогабаритного груза (фото: Stylarium.ru)

Сколько времени Вы тратите на дорогу до работы сейчас и сколько тратили раньше?

В среднем 25–30 минут. Это быстрее на 10 мин общественного транспорта. Здесь следует также учесть, что я не привязан к жесткому расписанию городского транспорта. В случае задержки я могу нагнать в дороге 5–10 мин., лишнее время можно израсходовать на городских уличных тренажерах, которые появились в последнее время чуть ли не в каждом дворе,  или, катаясь по пустынному в утренние часы парку.

Расскажите о преимуществах и возможных недостатках электровелосипеда?

Пока электровелосипед не требует времени и затрат на прохождение бюрократических процедур, связанных с получением прав или оплаты обязательной страховки. Просто купил его в магазине, сел и поехал. С его помощью можно очень гибко регулировать свою физическую активность. Например, можно увеличить нагрузку на ноги, крутя педали, а можно  отдохнуть по дороге на работу или сэкономить энергию для занятий на тренажерах или спидскейтингом в парке.  Это безусловно его плюс.  На нем, как и на обычном велосипеде, можно ездить в любой сезон и в любую погоду. Ни зной,  ни проливной дождь, ни снег для него не препятствие. Нужно лишь придерживаться определенных правил для разных условий поездки. В определенном формате электровелосипед очень удобен и даже наиболее эффективен в поездках за покупками, по делам, перевозке малогабаритного груза.  Это всегда поездка «от двери до двери». Это дает экономию времени, не достижимую ни автомобилем, который застрянет либо по дороге, либо при поиске места парковки, ни общественным транспортом, ни пешком. Масса груза на багажнике до 10–15 кг почти не влияет,   добавляя лишь эффект инерционности, слегка замедляя разгон и снижая эффективность торможения. Ну, и конечно, велосипед - это украшение городских улиц, скверов и парков.  Сравните проносящиеся по улицам, переулкам и дворам и ревущие на максимуме своего крутящего момента джипы, кроссоверы и мотобайки, оставляющие за собой столбы пыли и клубы отравленного воздуха – экологический след из мириад и мириад вредных вибраций, частиц и соединений и человека на велосипеде,  мирно крутящего педали, который вызывает  у меня и, я думаю, у большинства людей целый букет позитивных эмоций, уменьшающий напряженность и агрессивность окружающей его среды. В связи с этим я вспомнил высказывание Марка Твена: "Когда я вижу человека на велосипеде, я не боюсь за будущее человечества".  Недостатков электровелосипеда не так и много.  Главное – это цена. Пока немногие могут себе его позволить. Косвенный и временный недостаток - это слабая развитость городской велосипедной инфраструктуры Москвы. За пределами парков и зон отдыха велосипеду пока нет места ни на проезжей части, ни на тротуарах. В случае поломки электровелосипеда после гарантии придется выложить немалую сумму на ремонт. Например, цена на электромотор и аккумулятор начинается от 6 тыс. рублей. Электрооборудование увеличивает массу велосипеда примерно на 6–10 кг, что для меня совсем не критично, а для некоторых людей может оказаться значительным отягощением.

Как пешеходы и автомобилисты реагируют на появление велосипедиста на электрическом двухколесном транспортном средстве?

Многие подходят и спрашивают, сколько велосипед проедет на одном заряде, какова максимальная скорость, ресурс аккумулятора. Люди присматриваются, многие также задумываются о приобретении, что не может не радовать. Во время движения сочетание бесшумности и большой скорости требуют особой сосредоточенности и осторожности. Вас могут не заметить, не услышать, неправильно оценить вашу скорость.  Это тоже можно отнести к недостаткам. В любую секунду нужно быть готовым надавить на тормоза и это довольно часто приходится делать.

Какие советы по выбору электровелосипеда Вы можете дать нашим читателям?

Немалая стоимость электровелосипеда требует ясного понимания, для чего он необходим. Переменные затраты, связанные с движением электровелосипеда, а это в основном затраты на электроэнергию, ничтожны и составляют от 1 до 10 копеек на 1 км. Постоянными затратами являются периодическая замена батареи примерно раз в 2–5 лет и текущий ремонт. Это довольно существенная сумма. Следовательно, чем больше вы планируете ездить на электровелосипеде, тем дешевле для вас будет стоимость одного километра.

Посмотрите на свой маршрут, который вы ежедневно или время от времени совершаете в школу, на работу или отдых. Если он не слишком протяженный, я примерно оценил бы это расстояние до 20–30 км в день, и его можно проложить через озелененные участки, тихие улицы и переулки, поля, набережные, не заполненные транспортом и пешеходами, то это ваша удача, не упускайте ее. Даже ежедневное преодоление этого маршрута на электровелосипеде не утомит и доставит вам массу удовольствий. Для этого можно использовать и обычный велосипед, но это потребует значительной физической подготовки и терпения. По своему опыту, я бы не рекомендовал покупку велотранспорта, в т. ч. и электрического для частого передвижения по загазованным и загруженным дорогам и улицам. Такие условия лишают поездку радости и удовлетворения. Подумайте, какая масса велосипеда приемлема для вас, какую максимальную скорость вы хотите развивать на нем, какую дистанцию преодолевать на одной зарядке.  Для спокойного и безопасного катания подойдет мотор мощностью 250–350 Вт. 250 Ватт разгоняет общий вес велосипеда около 110 кг до 25 км/ч. Для сравнения, человек на велосипеде  в течение продолжительного времени может выдать мощность от 100 до 200 Ватт. Т.е. мощность мотора в 250 Ватт на длинных дистанциях можно примерно сравнить с мощностью двоих  мужчин велосипедистов. На моем электровелосипеде стоит как раз такой мотор без редуктора. Он позволяет мне, взрослому мужчине средней массы, без помощи педалей въезжать в пологую горку уклоном в 5% (подъем 50 см на 10 м). Ребенка он ввезет в горку уклоном 10%. На более крутой горке понадобится помощь педалями. Если на вашем пути много крутых подъемов стоит спросить о наличии в электровелосипеде редукторного мотора. Он обеспечивает лучший крутящий момент чем безредукторный, а следовательно, и лучшую тягу, и более быстрый разгон, но чуть меньшую максимальную скорость,  но стоит он дороже. Редукторный мотор 250 Ватт пусть медленно, но ввез бы меня в горку уклоном 15%. Мощность электровелосипеда 250 Ватт я рекомендовал бы людям без значительного опыта и сноровки в катании, а также детям. 350 Ватт мотора все еще безопасны и если вы не стеснены в средствах и уверенно чувствуете себя на велосипеде, можете выбрать этот мотор. 110 кг общей массы он плавно разгоняет уже до 32 км/ч и тянет в горку 15%. 500 Ватт и более, как мне кажется, уже слишком серьезная мощность для велосипеда и предназначена скорее для экстремального стиля катания. Крутящий момент таких моторов срывает с места и может сбросить человека с седла.

Еще одна немаловажная характеристика – емкость батареи. Средний аккумулятор 36В 10 ампер-час без помощи педалей на максимальной скорости 32 км/ч протянет 32 км, на скорости 20 км/ч уже 49 км. Максимальная дальность – 63 км. Это расстояние можно проехать, если двигаться со скоростью 10–11 км/ч всю дорогу. На мой взгляд, этого достаточно для самого требовательного ездока. Батарея 24В 10 ампер-час  на максимальной скорости 25 км/ч обеспечит ход 25 км. Максимальную дальность – 42 км можно проехать при скорости 10–11 км/ч. Вторая батарея имеет более скромные характеристики, но при этом она дешевле и, как правило, легче. Учтите, что встречный ветер и приспущенные шины заметно сокращают дальность и скорость пробега. Пожелаю читателю удачи в выборе.

Как Вы оцениваете готовность Москвы к велобуму?

Москва поглощена решением автомобильного коллапса на своих дорогах. Те немногие начинания, призванные улучшить велоинфраструктуру, которые я вижу, не выглядят системными, продуманными. Городские власти в данном вопросе пошли по пути реализации точечных проектов с минимальными издержками и максимальным эффектом. Пока на улицах Москвы король – автолюбитель, а не пешеход или велосипедист даже нечего говорить о велобуме.

Какие маршруты велосипедных прогулок Вы считаете наиболее приемлемыми?

Предложу два моих любимых велосипедных маршрута. От Покровских ворот по Покровскому бульвару до Москворецкой набережной. Далее по набережной, мимо Кремля,  Храма Христа Спасителя до Лужников. Далее можно перейти Лужнецкий мост и продолжить велопрогулку по Воробьевской набережной до парка Победы.  Длина маршрута – 17 км. И второй – парк Сокольники – 3-й лучевой просек – Маломосковская улица – проспект Мира – ВДНХ по живописной Тополиной аллее мимо нового выставочного центра – павильон 45 «Охота и охотничье хозяйство» – река «Каменка» - Главный ботанический сад.  Длина маршрута – 15 км. Желаю ярких впечатлений.

Что Вы можете посоветовать автолюбителям, тратящим свою жизнь в транспортных пробках?

Я мало что могу посоветовать большинству автолюбителей, самостоятельно решивших принять для себя этот образ жизни. Возможно, задуматься о том, как освободить себя от этого кошмара, а не увлекаться текущей оптимизацией маршрута с наивной надеждой силой ума и лошадиными силами мотора одолеть этого монстра. 

Stylarium.ru
2 июня 2014